Дети

Как сформировать у ребенка креативное мышление: 7 принципов ТРИЗ

Почему одни люди легко справляются даже со сложными задачами, а других такие ситуации ставят в тупик? Почему одни люди могут изобретать что-то новое, а другие боятся отойти от шаблона? Часто это зависит от креативного мышления. И развивать его лучше прямо в детстве.

Команда методологов онлайн-школы IT-профессий Rebotica каждый день на практике применяет подход ТРИЗ-педагогики для развития креативности учеников и поделится с нами важными принципами: как сформировать у ребенка особый тип мышления.

<a href="https://www.freepik.com/free-photo/young-mum-teaching-child-count-home_16181790.htm#page=5&query=teacher&position=17&from_view=search">Image by gpointstudio</a> on Freepik

Что же такое ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач, разработанная советским писателем и изобретателем Генрихом Альтшуллером. Благодаря этой концепции по всему миру придумывают инновационные вещи — от робота-пылесоса до смарт-часов. Если описать всю теорию совсем кратко — развить в себе фантазию, натренировать смекалку и оптимизировать творчество может научиться каждый.

7 принципов ТРИЗ, которые помогут развить креативное мышление

Принцип 1

Если следовать принципам ТРИЗ, то главная цель изобретательства — ИКР, идеальный конечный результат. Тренируйтесь достигать максимального результата при минимальных затратах и без побочного эффекта — с такими мыслями нужно подходить к любой задаче. Например. Когда мы наливаем чай в стакан, стекло становится очень горячим. Как его держать? Оцениваем наши ресурсы (есть ли кружка с ручкой или подстаканник), на основе ресурсов ищем пути. Ребенок может надеть перчатки и пить чай в них. Может заменить тару. Охладить стакан. Вариантов, как видите, очень много. Поиск идеального — и есть первый принцип ТРИЗ.

Принцип 2

Противоречия помогают решить проблему. Когда знаешь, что тебе мешает, проще с этим справиться и найти ответ. Вспоминаем про горячий стакан. Нам мешает налитый внутрь кипяток. Возможно стоит сначала налить прохладной воды, чтобы стакан не так сильно нагревался?

Image by <a href="https://www.freepik.com/free-photo/front-view-smiley-teacher-explaining-kids_28472186.htm#page=8&query=teacher&position=31&from_view=search">Freepik</a>

Принцип 3

Любой объект, проблему, задачу можно разделить на отдельные части. Мы думаем, как поменять сам стакан на другой. Думаем, можно ли сделать кипяток не таким горячим. Ищем пути не касаться стакана руками. Или подбираем что-то защищающее руки, например, надеваем перчатки.

Принцип 4

Если что-то можно объединить, объединяйте! Пример такого подхода — швейцарский нож, выполняющий максимальное число функций при небольшом размере.

Принцип 5

Недостатки можно сделать достоинствами. Однажды одна известная мебельная компания выпустила партию сумок с опечатками. Чтобы не тратиться на возвраты бракованной продукции, бренд объявил коллекцию эксклюзивной и рассказал всем, что ошибаться — это нормально.

<a href="https://www.freepik.com/free-photo/teacher-her-aspiring-pupils_13132936.htm#query=teacher&position=0&from_view=search">Image by gpointstudio</a> on Freepik

Принцип 6

Не существует одного правильного ответа. Ответов на креативную задачу с точки зрения ТРИЗ может быть сколько угодно. Вы можете бесконечно совершенствовать свои решения — в этом и есть суть креативного мышления.

Принцип 7

Чем шире кругозор, тем легче придумывать что-то новое. Так что определенная база знаний нужна всегда. Обладая основой, можно начинать смотреть на задачу под разными углами, комбинировать возможные инструменты и придумывать решения.

—————

Мы каждый день сталкиваемся с ситуациями, которые можно решить разными путями. Давайте ребенку свободу действий, расскажите ему про принципы ТРИЗ и помогите ему сформировать креативное мышление. Как минимум, не ругайте, если увидите, что он сделал цепочку из трех соломинок и пьет без рук из стакана, стоящего в метре от него.

Несложные принципы ТРИЗ можно применять в любом обучении и в обычной жизни, чтобы воспитать творческую личность и научить ребенка проще справляться со сложными и незнакомыми ситуациями.

Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.