Далеко не всем знакомая аббревиатура ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Она была придумана советским изобретателем Генрихом Альтшуллером и до сих пор используется в крупнейших мировых компаниях — от Samsung до IBM. Такой подход позволяет изобретать, придумывать инновационные решения и справляться с неожиданными проблемами.
Основы ТРИЗ легко применять практически в любом деле: от управления бизнесом до изобразительного искусства. Но в последнее время особую популярность приобретает ТРИЗ-педагогика, позволяющая развивать у ребенка креативное мышление, раскрыть его творческое начало и смекалку.
Недавно эксперты международной онлайн-школы IT-профессий Rebotica провели интересное исследование среди более 2000 учеников. Выяснилось, что одной из самых сложных преград к успешному изучению и развитию в IT-профессии является неумение объединять творчество и возможности технических инструментов. То есть даже в такой, казалось бы, серьезной профессии больше ценятся сотрудники не только с навыками, но и с креативным подходом. Как раз такому кредитивному мышлению и обучают ТРИЗ-педагоги.
Contents
Можно ли тренировать креативность дома?
Можно и даже нужно. Вы удивитесь, но каждый ежедневно решает множество ТРИЗ-задач. Сталкиваясь с любой жизненной ситуацией или проблемой, вы ищите варианты решения. И чем они проще и необычнее, тем эффективнее бывает результат.
ТРИЗ-педагоги не рекомендуют оценивать ребенка, разрешите ему проявлять фантазию, скажите сразу, что далеко не всегда есть задачи с единственным вариантом ответа. Пусть ребенок рассуждает, размышляет, ищет противоречия и подбирает необычные решения.
Кстати, задачи формата ТРИЗ прекрасно подходят для того, чтобы скоротать время в дороге.
В каком возрасте подходит ТРИЗ?
Когда малыш научился разговаривать, различает игру и реальность, можно добавлять элементы ТРИЗ-педагогики. Ориентировочно такой период наступает после 2-3 лет.
В принципе сами задачи с возрастом практически не меняются, меняются ответы самого ребенка и их сложность. Что важно: тренировать креативное мышление могут и взрослые. Поэтому вы не просто играете с детьми, но и сами развиваетесь вместе с ними.
Примеры игр для развития креативного мышления
Их существует бесконечное множество. Итак, мы находимся на вашей кухне. Спросите у ребенка: как можно раскатать тесто, если нет скалки? Разрешите проявить фантазию и предлагать любые решения. Особенно эффективно работает этот метод, когда вы сразу позволяете детям проводить опыты. Догадался раскатать бутылкой? Пусть делает! Сейчас ребенок поймет, что тесто прилипает и будет искать варианты улучшить приспособление. Добавит муки, обернет пленкой — не ограничивайте, ведь именно так рождаются креативные мысли и создаются лучшие мировые изобретения.
Такую игру часто называют «Маша-растеряша». В ней всегда теряется главный предмет, который нужен прямо сейчас. Хочется рисовать, но нет карандаша. Открыть бы башку горошка, а консервный нож потерялся. Пошел дождь, а зонт не захватили. Предлагайте детям ситуации, слушайте их творческие решения и сами участвуйте в обсуждении.
В другой игре вы можете назвать ребенку любой предмет и предложить придумать к нему новые варианты применения. Упражнение тренирует смекалку и помогает находить не только главную функцию, но и скрытый потенциал. Вот кастрюля. В ней можно сварить суп, а можно сделать шлем рыцаря. Не останавливайтесь на первых версиях, так как игра практически бесконечна.
В развитии креативности могут помочь сказки. Берите знакомые сюжеты и придумывайте к ним альтернативные концовки.
Для взрослых и детей постарше идеально подходит игра в «ДаНетки». Ведущий сообщает короткую ситуацию, а участники должны выстроить контекст и рассказать историю целиком. Задавать можно любые вопросы, но ответы могут быть только «да» или «нет». Так мы учимся задавать правильные вопросы — а это важный навык, отсекаем лишнее и тренируем память, выстраивая все цепочки на основе разрозненных фактов.