Онлайн-курсы

Как я с нуля освоила копирайтинг и получила первые деньги за свои тексты благодаря курсу Нетологии

Всем привет!

Меня зовут Кира, и по образованию я юрист. Профессию, как это ни удивительно, я выбирала самостоятельно, родителям даже не пришлось меня особо уговаривать. Но с годами практики я поняла, что мне не хватает творческой реализации. Начала со сферы, в которой я уже компетентна, и стала писать экспертные тексты по юриспруденции. Писала я их в первое время исключительно для себя, так и не решаясь разместить их в публичном пространстве.

Спустя время что-то из этого я начала выкладывать в свои соцсети для близких и получила вдохновляющую обратную связь. В итоге я поняла, что очень хотела бы освоить хотя бы базовые навыки работы с текстом, и делать это не интуитивно, а профессионально. Для этих целей я и выбрала курс по копирайтингу от Нетологии — «Копирайтер. Расширенная версия». И именно благодаря ему все зашло куда дальше, чем я могла предположить. Сейчас я активно работаю с текстами разных форматов и направлений, получаю за это деньги и совершенно не жалею о своем шаге.

От редакции — чтобы получить скидку на курс в 10%, которая суммируется со скидками на сайте, переходите на страницу курса и указывайте в поле «У меня есть промокод» (слева от поля заявки) код 10HOWTOLEARN . Для более короткой версии курса он тоже работает!

Введение в копирайтинг

Начали мы курс с базового понимания того, что такое текст. Мне очень понравилась мысль о том, что текст не навязывает, не убеждает, он помогает читателю принять решение самостоятельно. Именно поэтому уже с самого начала нам рекомендовали не использовать «наставническую» лексику. И в целом, создавая текст, автору нужно проявлять заботу об аудитории. От текста должна быть понятная практическая польза, которая формируется благодаря конкретике, а не пустословию. Можно сказать, автор проделывает за читателя какую-то работу, то есть изучает определенный вопрос, выделяет главное, структурирует информацию и так далее. Высшая форма профессионально написанного текст – это когда читатель не только сам получил пользу, но и захотел поделиться текстом.

Также мы говорили о том, насколько важно копирайтеру разбираться в смежных направлениях – фотография, иллюстрации, другие формы визуализации, видеомонтаж. Люди, которые могут не просто написать текст, но и укомплектовать его «под ключ» особенно ценятся в проектном формате работы. И как еще один из аспектов достижения профессионализма – начитанность. Это ровно такой же навык, как и насмотренность для дизайнера. Чтобы хорошо писать, нужно много читать. Но не просто читать, а анализировать прочитанное с профессиональной точки зрения: как структурирован текст, какие приемы использует автор, чтобы донести главную мысль, удалось ли ему в принципе эту мысль донести и так далее.

Во время подготовки любого текста важно помнить о целевой аудитории. То есть о тех, закрытие чьих потребностей обеспечивает продукт или услуга, о которой вы пишете. Целевая аудитория разделяет главные ценности, она достаточно однородна, к ней можно получить доступ через определенные каналы продвижения, ее можно описать — основные характеристики, демографические признаки, психологический портрет и так далее. Для определения целевой аудитории важно ответить на пять вопросов: что, кто, почему, когда, где. Это поможет максимально приблизить себя к читателю и представить те обстоятельства, в которых он находится, когда читает ваш текст.

В этом же блоке мы изучили такое понятие как уникальное торговое предложение. Чтобы его сформировать нужно детально понимать продукты конкурентов, узнать, что думает целевая аудитория о них. И здесь опять же нужно помнить о том, что хороший текст ничего не «впаривает», он грамотно и доступно формулирует предложение, которое читателю захотелось бы принять.

В общих чертах мы говорили и о коммуникации копирайтера с заказчиком. Один из самых важных этапов создания текста – это точное техническое задание. От того, насколько точным и понятным оно будет, зависит конечная польза и эффективность текста. Именно поэтому важно не бояться и не стесняться задавать вопросы заказчику, прояснять, уточнять, переспрашивать. Не стоит приниматься за текст, если у вас как у автора не сложилась достаточно полная картина того, что хочет получить на выходе заказчик.

Нам также рекомендовали вести собственный блог. Во-первых, это очень хорошая регулярная практика для оттачивания своих писательских навыков и навыков общения с аудиторией. Во-вторых, блог – это одна из лучших форм портфолио для копирайтера или редактора. В этом процессе очень важна регулярность и выделенные рубрики. Качественно оформленный и выстроенный блог действительно может стать вашей визитной карточкой.

Далее мы говорили уже непосредственно про создание текста. И если предварительную работу вы проделали качество и максимально точно поняли задачу, то написать сам текст достаточно просто. Если на этой стадии вы чувствуете сопротивление, скорее всего, у вас мало еще мало информации. Мозг сопротивляется тому, что для него ново и непонятно. А значит важно не стесняться повторно созваниваться с заказчиком до тех пор, пока у вас не сложится полная картинка. Копирайтинг – в меньшей степени творческий процесс и в гораздо в большей – аналитический.

Мне показалось очень полезной рекомендация не редактировать недописанный текст. В дальнейшем, когда я начала активно создавать тексты, я пользовалась этим советом. А еще было достаточно радикальное, на мой взгляд, предложение: если не нравится черновик, можно удалить его полностью. То есть не редактировать его, а просто начать писать заново. Черновики никогда не стоит показывать заказчику, даже с целью проконсультироваться с ним или узнать его мнение. Важно также доверять редактору и не влюбляться в первую версию своего текста настолько, что каждое изменение в нем будет причинять вам душевную боль

Помимо всего этого, мы разбирали инструменты и сервисы для копирайтера. Для этого мы разбили их на несколько блоков: программы для написания и редактуры, для постановки задач, для хранения данных и для самодисциплины. Особенно мне хотелось бы выделить такие бесплатные сервисы для редактуры текста, как Главред и Типограф.

В этом блоке мы в первый раз провели самооценку по паспорту компетенций, в котором были прописаны все навыки, которые необходимы копирайтеру. Было важно сделать это честно и, прежде всего, для самого себя. Потому что в дальнейшем у нас была возможность несколько раз заново проводить эту самооценку и уже в динамике наблюдать за собственным развитием. Мне очень понравилась эта практика, лично меня прогресс мотивировал к дальнейшему развитию.

Создание текста

В этом блоке мы осваивали теорию по типологии текстов. В одной систематизации делили их на информационные, развлекательные и образовательные и разбирали особенности каждого типа.

Также говорили о функциональных текстах, которые несут максимальную пользу для читателя, и определили SEO-тексты как один из подвидов функционального текста. Эмоциональные же тексты – это зачастую личные истории, личный опыт. Как правило, это авторские колонки.

Когда говорили о продающих текстах, еще раз коснулись того, насколько важно помнить, к кому мы обращаемся, то есть про нашу целевую аудиторию. Ровно в той же степени важно держать в голове, на какой площадке будет размещен текст, с какой целью мы рассказываем то, что рассказываем, ожидаем ли мы какого-то действие от читателя, какая у него боль есть и как мы эту боль будем лечить. Акцентировали внимание на том, как важно дозировать призывы к действию и не продавать свой курс или продукт в каждом абзаце.

Здесь же мы разбирали, как структурировать текст. В рамках технического задания важно сформулировать, каким вы видите конечную форму материала. Если мы, например, пишем обзор, должны быть равноправные части, раскрывающиеся в одинаковой мере. Если инструкцию — важно следить за логикой и корректным порядком вещей. Структура обычно формируется по принципу: одна мысль — один абзац. Также важно заранее продумать, какие дополнительные материалы могут понадобиться и как разместить их по телу статьи. В структуре текста важна наглядность и ясность, и один из способов их поддерживать – это цитаты, списки, врезки-пояснение, графики и так далее.

Говорили также о лексических и стилистических приемах. И здесь мне понравилась мысль о том, что при их выборе есть два правила: первое – помнить о целевой аудитории, второе – делать так, как вам самому удобно. Не стоит целенаправленно обвешивать текст приемами, делать это следует только там и тогда, когда это действительно уместно.

Практика создания текстов

В практическом блоке мы учились работать с разными форматами текстов. И здесь важно понимать, что контент формируется из трех составляющих: где мы разговариваем с аудиторией (дистрибуция), о чем мы пишем (содержание) и как мы об этом пишем (формат). И форматов, на самом деле, очень много, и вот только самые популярные из них: дайджесты и подборки, карточки, игры и квизы, чеклисты, интеллект-карты (майндмепы), постеры и шпаргалки, белые книги, авторский контент (который доставляется аудитории через людей, например, сотрудников компании). Из всего перечисленного, мне наиболее интересным показался формат майндмепов. Для меня он про структурирование сложной информации и действительно требует от автора большой предварительной работы. И на мой взгляд, четко и доступно визуализировать сложную информацию гораздо тяжелее, чем написать громоздкий лонгрид.

Когда мы практиковали копирайтинг для соцсетей, подчеркивали, насколько важны краткость, визуал и структура. Снова вернулись к мысли о том, что текст помогает читателю решить проблему, вызывает сильную эмоцию или, например, одобряет его поведение. Также мы разбирали такие понятия, как «call to action» – призыв к действию и «tone of voice» – стиль общения с аудиторией, который характерен для компании, от лица которой вы пишите.

Здесь же мы учились создавать контент-план. Важно продумывать посты заранее, потому что, чем больше времени у вас будет в запасе, тем качественнее вы сможете проделать работу – как текстовую, так и визуальную.

Помимо этого, мы разбирали специфику каждой соцсети. В ВК, например, люди сначала обращают внимание на визуал, а уже потом на текст. Лучше всего аудитории здесь заходят подборки с красивыми фото, карточки с инфографикой и посты с минимальным количеством текста. Телеграм сейчас занимает первое место по приросту аудитории и позволяет экспериментировать с разными форматами (видеокружочки, аудио и т. д.) и отойти от постов в их классическом понимании. В Одноклассниках самый популярный контент – юмор и подборки с красивыми фото. А ещё местная аудитория очень любит розыгрыши. Но всё-таки Одноклассники – не самая популярная площадка, и больших надежд на неё возлагать не стоит. А в Дзене, например, молодежные темы не актуальны, наиболее востребованные тематики там: авто, одежда, строительство, советы по дому и саду. Из форматов особенно хорошо заходят различные подборки, лайфхаки, DIY и короткие смешные видео.

После этого мы шаг за шагом учились писать статью: от выбора темы, поиска материала, формирования возможных лидов и нескольких вариантов заключений. Здесь в качестве домашнего задания мы впервые писали статью по техническому заданию. Меня очень вдохновило и мотивировало то, что я смогла самостоятельно проделать весь цикл задач и написать связный и структурный текст по правилам. И я получила по нему весьма неплохую обратную связь, когда на одном из занятий мы разбирали наши работы с преподавателями.

Мне очень понравилось занятие, на котором мы разбирали работу автора с экспертами. Эксперт – это тот, кто с учётом вашей целевой аудитории может разъяснить что-то лучше, чем вы как автор. Эксперта нужно искать в тех ситуациях, когда он действительно даёт тексту добавочную стоимость, потому что уровень эксперта должен соответствовать запросу целевой аудитории. И вот на занятии мы разбирали, как выбрать эксперта и как подготовиться к интервью с ним. Подчеркивали, насколько важно изучить об эксперте информацию и самому предварительно базово разобраться в теме. Здесь же учились проводить интервью и обрабатывать комментарий, вплетать его в текст или выносить в отдельный блок. Также нам дали понять, насколько важно научиться выстраивать долгосрочные отношения с экспертами.

Работа с командой

Эта тема для копирайтера очень актуальна, потому что в современных редакциях над контентом работает достаточное количество человек и со всеми нужно эффективно взаимодействовать.

Копирайтеры, авторы и новостники готовят текстовый контент, корректор проверяет материалы проекта на соответствие правилам русского языка, SMM-менеджер создаёт и размещает контент в соцсетях, SEO-специалист занимается оптимизацией контента для повышения позиций в поисковых системах, дизайнеры создают или обрабатывают имеющийся контент, они же могут выполнять функции бильд-редактора, то есть отвечать за вёрстку материалов, маркетологи занимаются вопросами монетизации контента. И это еще не полный список возможной команды.

Понятно, что не все участники команды напрямую работают с контентом, но практически все на него так или иначе влияют. И когда связей так много, команда реально должна быть командой. Иначе сбой на одном этапе приведёт к провальному результату в целом. Каждый член команды должен понимать свою зону ответственности и зону ответственности коллег, знать, к кому и зачем можно обратиться.

Главная цель любых инструментов, которые используются в работе, – координирование команды. В идеале любой инструмент должен быть направлен на то, чтобы каждый участник мог в любой момент видеть статус проекта и обновить статус своих задач. Самые популярные инструменты, которыми копирайтеру, работающему в команде, необходимо владеть – это общие календари (Google Календарь, Mail.ru, Wrike, Яндекс Календарь), инструменты совместной работы над контентом (Google Документы, Figma, Microsoft Teams), инструменты онлайн-работы над задачами (Trello, Задачи Mail.ru, Jira, Яндекс Трекер) и так далее.

Принципы оформления текста

В этом блоке мы осваивали базовые навыки работы с изображениями. Как я ранее уже говорила, копирайтер, который может помимо того, что написать качественный текст, в состоянии его еще и укомплектовать визуальным материалом, особенно ценен для любой команды. Именно поэтому мы учились работать в Figma и в Photoshop – базовых программах для верстки и обработки изображения.

Также мы говорили об основных принципах верстки. Мы делали акцент на том, насколько важна логическая разметка текста. Помимо этого, важно уделять при верстке достаточное внимание заголовкам, они – скелет, на котором с визуальной точки зрения держится текста. Один из критериев хорошо сверстанной статьи: её содержание можно понять, прочитав только заголовки. Визуальную ясность тексту придают также различные врезки, сноски, выноски и что важно – выбор шрифта.

В этом же блоке мы верстали лендинг в программе Tilda. Не скажу, что это занятие было для меня простым, но позже я поняла, насколько это полезный навык. Спустя какое-то время после курса я самостоятельно вернулась к Tilda и начала именно на практике расширять свои возможности. Здесь, как в работе с любой программой, важен навык и количество повторений того или иного действия, но базу на занятиях мы заложили хорошую.

Работа с заказчиком

Я уже делилась с вами тем, насколько важно копирайтеру работать в команде. Но не менее важно уметь работать с заказчиком. От коммуникации с ним зависит во многом ваша карьера и ваша репутация, особенно когда вы только начинаете свой профессиональный путь. На этом этапе очень важно сформулировать собственную цель. Чем именно вы хотите заниматься, чем вы точно не хотите заниматься, определить наиболее близкие вам формы текстов, комфортный для вас формат работы.

Находить первых заказчиков не просто ни в одной отрасли, и копирайтинг не исключение. Но здесь важно набраться терпения и много о себе говорить. Говорить о себе нужно как о профессионале, и делать это лучше всего через соцсети и собственные блоги. Еще один неплохой способ начать свой путь в новой сфере – стажировки. Ими не стоит пренебрегать, даже если вы считаете, что давно вышли из того возраста, когда могли себе это позволить. Помните о том, что во время стажировки, эксперты и опытные специалисты инвестируют в вас собственное время, чтобы вы могли улучшить свои навыки.

Для продвижения себя как копирайтера важно создать портфолио, но оно не может быть универсальным, его необходимо адаптированные под разные цели. Поэтому не стоит лениться, лучше потратить несколько часов на создание качественных портфолио, но зато потом получить отдачу и хороших заказчиков.

Если говорить о заказчиках, то для копирайтера ими могут служить, например, редакторы, менеджеры проектов, сами компании или конкретный человек. В коммуникации с каждым из них есть как свои сложности, так и свои плюсы. Мне, например, очень нравится работать с менеджерами проектов, потому что они четко ставят задачу, понимают, что хотят получить на выходе, работают на результат с четкими дедлайнами. Мне такой формат позволяет самой определять загрузку и формировать свой график.

Непосредственно в самой коммуникации с заказчиком, как я уже говорила раньше, важно максимально детально определить конечный результат, то есть четко сформулировать техническое задание – цели, аудиторию, способы дистрибуции, контекст, референсы, полезные материалы и так далее. Во время работы с заказчиком важно оставаться на связи, своевременно задавать вопросы и отвечать на сообщения. И что я особенно для себя выделила – важно учиться адекватно воспринимать правки.

Основы дистрибуции контента и аналитика

Последний содержательный блок курса был посвящен распространению контента. Особенно, на мой взгляд, было полезно понять, как влиять на эффективность контента. Первое, что необходимо делать – это анализировать все возможные аспекты. Дальше нужно правильно настраивать SEO и, конечно же, создавать целевой и качественный контент. Важный момент, что к запуску проекта соцсети должны быть уже готовы и иметь подписчиков. Дальше нужно отслеживать, на какой площадке чаще всего делятся вашим контентом, на ней и делать акцент.

Мне вообще в целом очень понравилось, что курс не был ограничен только навыками написания текста. Нас учили смотреть глубже, расширяли кругозор и вводили в контекст. Этот блок – одно из ярких тому подтверждений.

Нам также объясняли, какие конкретные измеримые KPI могут ставиться перед нами как перед специалистами. Например, публиковать 30 статей в блоге в месяц, и тогда задача редактора –придумывать темы, раздавать их авторам, редактировать, верстать, фотошопить обложку статьи и так далее. Если KPI получить 10 лидов с 30 статей и две продажи, то нужно просчитать количество трафика, подумать, какие должны быть статьи и наполнение, чтобы сконвертировать это в лиды. В общем здесь нас научили смотреть на нашу работу глазами бизнеса, и это было необходимо и отрезвляюще. И главное – это позволило мне уже после курса совсем на другом языке говорить с заказчиком – на языке бизнеса.

Итоговая работа

В конце курса мы еще раз прошли самооценку по паспорту компетенций. И, как я говорила, меня мой прогресс очень порадовал и вдохновил на дальнейшее развитие. Понятно, что некоторые навыки развиваются и совершенствуются через опыт, поэтому объективно поставить себе наивысший балл по ним я не могла. Но благодаря паспорту я понимала, в каких направлениях и что именно мне стоит делать уже после окончания курса.

А что касается итоговой работы, то это была статья на тему, которую мы выбирали для выполнения предыдущих домашних заданий по созданию текста. Ее нужно было обязательно согласовать с дипломным руководителем. Объем статьи – не менее 5 страниц и от 5000 знаков. На написание статьи в общей сложности было 20 дней. После написания текста у нас была возможность получить обратную связь и при необходимости доработать его. В итоге я довольна как своим дипломным текстом, который был первым в моем портфолио и помог мне получить заказы, так и курсом в целом, благодаря которому я смогла реализовать задуманное.

От редакции — чтобы получить скидку на курс в 10%, которая суммируется со скидками на сайте, переходите на страницу курса и указывайте в поле «У меня есть промокод» (слева от поля заявки) код 10HOWTOLEARN . Для более короткой версии курса он тоже работает!
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.