Всем привет!
Меня зовут Даша. Я маркетолог-самоучка — из тех, кто учился всему прямо на работе на реальных проектах по постам в тематических группах Вконтакте и методом тыка.
Некоторое время назад я решила получить основательные и структурированные знания, необходимые хорошему маркетологу, и прошла курс от Онлайн-университета Skillbox «Профессия Интернет-маркетолог».
Ниже расскажу вам свои впечатления о курсе, поподробнее распишу его содержание. Конечно, сейчас курс уже отличается — по последовательности блоков, спикерам — но в любом случае стал лучше, потому что он со временем дорабатывается и актуализируется. А сам набор знаний, необходимых интернет-маркетологу, не меняется, так что мой обзор все еще актуален.
В самом конце поделюсь своим мнением о пользе курса!
Содержание
Введение в профессию
Первые большой блок курса — введение в профессию. Если коротко — там объясняется, в чем заключается работа маркетолога и что вам НАДО БУДЕТ знать. Пока еще — без конкретики о том, как все это работает и как этим пользоваться.
Например, темы первого блока:
- Повышение узнаваемости бренда
- Формирование имиджа бренда
- Маркетинговая стратегия компании
- Коммуникационная стратегия
- Исследование потребителей
- Позиционирование компании
- Точки коммуникации: интернет-магазины, блоги, форумы, порталы, сообщества и т.д.
- Виды рекламы: контекстная, медийная, таргетированная, вирусная, у блогеров
- Воронки продаж, аналитика
- Удержание клиентов
- Работа с узкими специалистами — смм-менеджерами, таргетологами, менеджерами контекстной рекламы
Примеры уроков:
Как я писала выше, пока вы не узнаете, КАК это делать, но имеете возможность ужаснуться объемом, с которым придется разобраться.
А вот дальше начинается конкретика и мясо. Надо сказать, что каждая отдельная тема — это отдельная профессия. Вы можете разобраться в ней по верхам, чтобы уметь самостоятельно выполнять данный вид работ или курировать специалистов. Но вы так же можете оценить, какое направление понравится вам больше и углубиться в него, чтобы стать более узким и востребованным специалистом.
На текущем курсе Skillbox есть такая возможность — выбрать себе специализацию и пройти по ней полноценный углубленный курс.
Контекстная реклама
Следующий блок — как работать с контекстной рекламой.
Содержание приблизительно такое:
- Подбор фраз и семантики, минус-слова
- Сервисы для работы с рекламой
- Создание эффективных объявлений
- Как повысить эффективность уже работающих объявлений
- Принципы ценообразования, аукциона, как управлять ставками
- Аналитика
- Ремаркетинг (возвращение уже приходивших клиентов)
Было и домашнее задание, в котором надо было собрать семантику по определенным товарам, по этой семантике составить группы объявлений с минус-словами, изображениями, utm-метками и т.д.
Примеры уроков:
По итогу модуля могу сказать — очень нужно, очень востребовано, но для меня, конечно, скучновато. Следить за подрядчиками — ок, самой настраивать — спасибо, не надо. Нужно быть очень внимательным и педантичным, чтобы успешно работать с контекстной рекламой. Минимум творчества, максимум технических параметров.
SEO
Следующий блок — SEO, оно же — поисковая оптимизация.
Содержание блока:
- Как работают поисковые системы
- Зависимость трафика на сайт от места в выдаче и сниппета
- Семантические ядра под поиск
- Код сайта и его влияние на нахождение в поиске
- Работа с внутренними и внешними ссылками, их покупка
- Оформление страниц, заголовки
- Поведенческие факторы
- Как работать с SEO без бюджета
В домашнем задании предлагалось проанализировать любой сайт на ряд параметров, важных для сео — его оформление, наличие битых ссылок, страницы 404 ошибки, его семантическое ядро, входящие и исходящие ссылки и т.д.
Примеры уроков:
Этот блок для меня был намного интереснее контекстной рекламы. Хотя СЕО — та же техническая рутина, по сути, но я в ней вижу простор для творчества. А именно в работе с поведенческими факторами — они намного важнее битых ссылок, ошибок в коде и низкочастотных запросов. Если на вашу страницу люди приходят, проводят на ней много времени, все читают, переходят по ссылкам и закрывают свою потребность, не уходя на другие сайты — это отличный сигнал для поисковой системы, а для меня — возможность не тупо напихать в страницу ключевых слов, а придумать, как она будет цеплять и удерживать пользователей своим содержанием и функционалом.
Email-маркетинг
Дальше — Email-маркетинг, он же — почтовые рассылки. Очень важная тема и, опять таки, задел на полноценную отдельную профессию Email-маркетолога — как делать рассылки, чтобы люди не считали их спамом, открывали, читали и переходили из них по ссылкам. Короткий ответ — анализировать и персонализировать.
Содержание блока:
- Сбор контактной базы
- Инструменты и сервисы
- Персонализация
- Контент и эмоции
- Верстка и типичные ошибки дизайна рассылки
- Сегментация
- Анализ результатов
- Как не попасть в спам
- Триггерные письма
Примеры уроков:
SMM
Дальше очень важная, обширная и сложная тема — SMM. Вот тут и правда стоит отдельный большой курс пройти, если хотите действительно разобраться в том, как это работает и уметь все делать руками. Слишком много соц.сетей, слишком различается поведение пользователя в каждой из них, много разных механик взаимодействия.
Я бы даже больше сказала — отдельной профессией со своим большим багажом знаний может стать работа с каждой конкретной соцсетью (особенно Instagram, Youtube) или же тип работы — например, Коммьюнити-менеджер.
Содержание блока:
- Ключевые механики работы в соцсетях
- Контент для соцсетей
- Instagram, Youtube и др. соцсети
- Мобильные мессенджеры
- Коммьюнити-менеджмент
- Мониторинг соцсетей
- Анализ эффективности работы
Примеры уроков:
Интернет-сайты и лендинги
Дальше интересный блок о наполнении сайта компании. В текущем курсе Скиллбокса это более конкретная информация — как создавать конверсионный лендинг на конструкторе Tilda.
Здесь рассказывается о дизайне страницы, тексте, в том числе нейролингвистичеком подходе к тексту, A/B тестировании разных посадочных страниц.
И в качестве домашнего задания — самостоятельно спроектировать лендинг.
Веб-аналитика
Веб-аналитика — это, наверное, главное оружие интернет-маркетолога. Если ты не умеешь анализировать результаты своей деятельности или работы подрядчиков — то вообще нет смысла делать хоть что-то. Потмоу что непонятно, что работает, а что нет, какие каналы продвижения — эффективные, а какие — только деньги выкачивают, какие подрядчики себя окупают, а какие только вредят имиджу компании.
И опять же, Веб-аналитика — отдельное профессиональное направление, на котором можно сконцентрироваться.
Мое впечатление
Область интернет-маркетинга — невероятно обширная. И курс это доказывает. Тут затрагивается очень много тем, но формат курса не позволяет слишком детально углубиться в каждую из них.
На выходе я хорошо понимала, с чем мне нужно уметь работать, чего ждать от подрядчиков и как их проверять, могла делать руками несложные вещи — вроде простых контекстных компаний, сбора семантического ядра для страниц под поиск, аналитики поведения пользователей. Но чтобы профессионально разбираться в какой-либо теме — нужно в нее закопаться намного глубже, возможно — пройти дополнительный курс по профессии.
Курс отлично подойдет тем, кто работает в небольших компаниях и должен выполнять роль человека-оркестра, умеющего понемногу все. Или тем, кому предстоит управлять командой и подрядчиками и он должен понимать, как оценивать результат их работ и не дать себя обмануть.
К счастью, у текущей версии курса нет большинства проблем моей, там есть понятие специализации и углубления в тему, больше практически применимых навыков — об этом чуть ниже.
Актуальный курс — различия
Текущий курс от Скиллбокса по профессии Интернет-маркетолога несколько отличается. Как по мне — в лучшую сторону.
Первый большой блок — для новичков в интернет-маркетинге. Он больше нацелен на конкретный и законченный процесс, который можно повторить руками — как запустить лендинг, настроить на нем аналитику, настроить рекламу — контекстную и таргетированную, проанализировать результаты.
Дальше можно выбрать специализацию и пройти полноценный углубленный курс по той теме, которая вам показалась интересной в первом блоке. Не будет той проблемы, что у моего курса, когда все рассмотрено по верхам.
Направления специализаций:
- Таргетолог
- Контекстная реклама
- SEO-специалист
- SMM-специалист
К моменту выбора у вас уже будет представление, в чем заключается работа того или иного специалиста и даже некоторый опыт в данном направлении, так что решить будет достаточно просто. А по итогу курса у вас будет опыт и знания двух профессий — интернет-маркетолога, который разбирается во всем, и более узкого специалиста.
Дальше более сложный модуль для Интернет-маркетологов — тут и бизнес-аналитика, и медиапланирование и медиабаинг, и контекстная реклама на уровне крупных проектов (скорее всего предстоит работать с подрядчиками), управление репутацией, разработка стратегии и управление большими командами. А так же продвинутый уровень веб-аналитики.
И, наконец, бонусы — супер-важные для маркетолога — работа в Фотошопе и создание лендингов на Тильде.
Я жалею, что проходила курс раньше, чем появилась эта версия — ее бы я прошла с еще большим интересом и пользой.