Всем привет! Меня зовут Ваня, я художник-иллюстратор. Решил, чтобы было бы круто вырасти профессионально, и в качестве области роста выбрал сферу 3D. Долго выбирал, какие курсы на эту тему пройти, посмотрел много бесплатного материала на Youtube (полезно с нуля, но не слишком структурированно), в конце концов решил пройти большой полноценный курс-профессию от Скиллбокса «3D-дженералист». Можно было, конечно, начать с базового — «3D-моделирование для начинающих» — но посмотрел содержание большого курса, решил, что мне там пригодится все, а проходить это в рамках профессии в два с половиной раза дешевле, чем по отдельности.
Расскажу, из чего состоит программа курса, чему и как на нем учат. Курс для специалистов-универсалов — после него можно податься и в игровую индустрию, и в кино. Работать учат со всеми программами, которые используют профессионалы области — Houdini, Autodesk Maya, Blender, Photoshop, ZBrush, Marmoset 3D, Substance Painter, Foundry Mari, Marvelous Designer и Rizom UV.
В общем, огромный и сложный курс! Готовьтесь, что на него реально уйдет много сил и времени.
К курсу есть телеграм-чат студентов — там всегда можно спросить, если что-то не получается, кураторы быстро помогут с вопросом.
Содержание
Autodesk Maya с нуля до Pro
На этом курсе учат профессионально работать в Autodesk Maya — создавать 3D-объекты и анимировать их, работать с текстурами и UV-развёртками. По итогам курса — большая самостоятельная работа, после которой вы положите в портфолио анимированную 3D-модель и объект окружения для игры.
- Пользовательский интерфейс.
- Типы объектов в Maya и их взаимодействие между собой.
- Первые шаги работы в программе: настройка среды, горячие клавиши, манипуляции с камерой.
- Poly mesh — создание примитивов, перемещение, поворот объектов.
- Работа с объектами: слои, объединение и разделение, сглаживание сетки, инструменты привязки.
- Инструменты для работы с компонентами: разделение полигонов, скос углов, продвинутые инструменты.
- Модификаторы.
- Отладка: поиск ошибок.
- Работа с кривыми.
- UV-развёртка: режимы компонентов объекта, выделение объектов, вращение, инструменты редактирования сетки.
- Hypershade — работа с материалами.
- ScriptEditor — создание скриптов.
- Marking Menu.
Вот как выглядит изнутри курс, пример одного блока:
К каждому видео есть тайминг, чтобы удобно было искать информацию после просмотра (а это вам понадобится приблизительно тысячу раз, когда вы будете работать над ДЗ и собственными моделями):
Огромный плюс — нет проблемы, свойственной многим подобным курсам, когда показывают основы вроде «а теперь создадим куб, научимся его крутить по осям и масштабировать — поздравляю, вы освоили интерфейс, теперь можете смоделировать синхрофазатрон сами, а я открою уже готовую его модель и продолжу работать с ней». Тут любой результат на экране выводится реально с нуля, с пустого проекта, и вы можете повторить самостоятельно все шаги:
Blender
Курс по Блендеру — такой же подробный и детальный, как по Maya. Вы научитесь работать со сложными эффектами, создавать детализированные сцены и визуализации.
- Возможности Blender.
- Создание композиции из примитивов.
- Полигональное моделирование.
- Полигональное моделирование под сглаживание.
- Процедурное моделирование.
- Скульптинг.
- Анимация и симуляция.
- UV-mapping.
- Работа с текстурами.
- Работа с материалами.
- Визуализация и освещение.
- Визуализация в Octane Render.
- Усложнённые симуляции.
- Композитинг в Blender.
Пример блоков курса изнутри:
Тут так же с голого и пустого проекта будет создана сцена, на которой лектор в реальном времени показывает все этапы работы — от заморочек с текстурами каждой маленькой детали сцены до общего рендера.
Основы Photoshop для CG-специалистов
Курс не просто про Фотошоп, а именно как его использовать 3D-специалистам и какие функции нужны им в работе — обтравка изображений, ретушь, работа со слоями, масками и эффектами. И финальная работа — постер — в портфолио.
- Введение в Photoshop.
- Основные инструменты Photoshop.
- Работа со слоями в Photoshop.
- Основы обтравки изображений и работа с масками.
- Корректирующие слои.
- Основы ретуши.
- Создание постера к фильму: работа с композицией.
- Создание постера: работа с деталями, создание эффектов.
Тут все так же — подробно про те функции Фотошопа, которые нужны при работе с компьютерной графикой.
Маски, слои и прочее необходимое любому digital-художнику, не только работающему с 3D. На выходе проект — постер к фильму. Ко всем урокам — материалы для работы, которые можно загрузить в фотошоп и в них самостоятельно покопаться.
Очень и очень кропотливая работа с масками и слоями с каждым элементом изображения — от грязных пятен на лице до теней от листочков на переднем плане. Все это, опять таки, можно повторить самостоятельно, потому что процесс показан от и до.
3D-моделирование для начинающих
Базовый курс, на котором вы научитесь делать блокинг, highpoly- и lowpoly-модели, UV-развёртку, бейк, текстурирование и рендеринг в Marmoset Toolbag.
- Создание модели гаечного ключа.
- Создание модели бочки.
- Моделирование высокополигонального пистолета и проработка детализации.
- Моделирование низкополигонального пистолета и настройка вертексных нормалей.
- UVW: развёртка сложных объектов, работа с оверлапами, упаковка карты.
- Настройка моделей для запекания, запекание и сведение карт.
- Теория и инструменты текстурирования.
- Работа над текстурой: детализация, фактура, проработка граней.
- Рендер в Marmoset Toolbag.
Про этот курс я написал отдельный обзор, так как он в чем-то основополагающий — можете почитать тут. Если не хочется, то ниже коротко:
Процесс показан даже не просто с нуля, а с поиска референсов — на основании чего будет делаться модель — и до финального рендера.
Я бы так сказал — по этому курсу не только становится хорошо понятен процесс работы над моделью, но его трудоемкость, внимание к деталям, количество времени, которое придется тратить на самую маленькую модель на первое время. Текстура и фактура — это десятки слоев с разными параметрами, которые надо еще подобрать, чтобы все выглядело вменяемо. Профессия потребует усидчивости 🙂
Substance Painter для игр
Курс про базовые функции Substance Designer — тут учат делать реалистичные и стилизованные текстуры.
- Теория текстурирования.
- Особенности текстурирования, работа с референсами.
- Материаловедение.
- Знакомство с программой и инструментами.
- Начало работы. Пробы, тесты.
- Композиция.
- Создание материалов: дерево, кожа, металл, ткань, камень.
- Создание редких материалов: картон, стекло, воск, резина, пластик.
- Этикетки.
- Полишинг.
- Substance Designer.
- Создание материала «Камень» в Substance Designer.
- Доработка материала «Камень» в Substance painter.
- Стилизация.
- Неуникальный пайплайн.
- Экспорт.
- Игровые движки.
- Рендер в Marmoset Toolbag.
- Работа в геймдеве.
- Бонусный модуль. Продвижение.
Покажу, что внутри у курса:
Многие видео — с полезным таймингом по инструментам:
Очень интересный блок — материаловедение, где на примере наиболее распространенных материалов, используемых в моделировании, показывают и рассказывают, какие существуют вариации (десятки способов изобразить дерево!), чем они характеризуются, чтобы можно было это воспроизвести в своих моделях, что именно отвечает за достижение нужного эффекта.
Например, самое сложное в изображении ткани — рваные края.
Джинса в приближении — очень много нюансов, как реалистично протирается деним:
3D-моделирование в ZBrush
В ZBrush вам предстоит заниматься цифровым скульптингом — лепкой трехмерных объектов. Это пригодится приблизительно в любой области — кино, игры, концепт-арты, промышленный дизайн, 3D-печать и даже научные визуализации. Как и в других курсах по различным программам, тут вас ждет путь со знакомства с интерфейсом программы, ее возможностями, функциями, горячими клавишами до какого-то детально проработанного конечного результата.
- Цифровой скульптинг и знакомство с Zbrush
- Основные инструменты. Dynamesh и ZRemesher
- Скульптинг человекоподобных персонажей
- Создание одежды персонажа. Polygroups, маски и ZModeller
- Работа с фактурой и текстурой
- Создание дополнительных элементов, деталей
- Дополнительные инструменты
- Подготовка модели к презентации
- Скульптинг-интенсив: от сферы до персонажа
Буквально на первом уроке по программе вы сможете из шара сделать забавную свеклу. Это будет вашим домашним заданием, которое проверят кураторы:
В дальнейшем работа с персонажем будет изучена намного детальнее — прямо отдельными уроками на создание рта, глаз, ног, лепесточков, покраску персонажа. Потом от шара-свеклы вы перейдете к человекоподобным персонажам. Целыми отдельными блоками будет рассмотрено создание головы, одежды, фактур и текстур, деталей вроде пуговиц — и так до финального рендеринга.
Houdini с нуля до PRO
Самое время научиться работать с нодами. Будете симулировать взрывы и разрушения, создавать анимации дыма, облаков и смерчей с помощью Houdini.
- Интерфейс и основные понятия в Houdini
- Работа базовых и часто используемых нод — основных единиц Houdini, обрабатывающих данные
- Работа в Houdini: импорт машины, разбор на управляемые элементы, анимация и рендер
- Настройки Houdini для организации проекта/пайплайна
- Создание и упаковка простого рига насекомого в Digital Assets
- Создаем эффект разрушений
- Digital assets в разрушении
- Симуляция дыма и облаков
- Экспорт анимации из Houdini в Unreal Engine 4
- Создание причесок и шерсти в Houdini
- Применение скриптов Python в Houdini
- Анимация толпы и рендер
Кусок из внутреннего содержания курса:
Далее — разбор эффектов на конкретных примерах. Например, отдельный блок лекций посвящен анимации машины — ее проезду, следу. Как всегда — детально по шагам и с нуля лектор все показывает.
Отдельный большой блок по риггингу на примере робота-насекомого и его ног:
Разбор всевозможных эффектов — разрушений, дыма, облаков, анимации волос и шерсти, толпы. И в конце — большая самостоятельная итоговая работа, которую вам предстоит выполнить и отправить на проверку кураторам.
3D-графика в кино
Курс, направленный на создание персонажа. На выходе в вашем портфолио — фотореалистичная 3D-модель.
- Анатомия людей и животных.
- Инструменты моделирования в ZBrush.
- Скульптинг в ZBrush.
- Создание образа: лицо, глаза, губы, веки, волосы.
- Подготовка к продакшну.
- Текстуринг.
- Система волос.
- Реализм.
- Hard Surface.
- Свет, камера, рендер.
- Передовые технологии.
- Сборка сцены.
- Прекомпозитинг.
- Бонус. Риггинг персонажа.
Этот курс концентрируется на задачах, которые чаще всего встречаются в работе 3D-аниматора для кино. Например, большой блок тут посвящен анатомии человека (и не только). И ее скульптингу в программе Blender, вплоть до самых мелких деталей — губ, век, волос.
Естественно, рассмотрено текстурирование всех поверхностей, нюансы придания реализма, выставление света и рендер. И в конце — самостоятельная итоговая работа по курсу.
3D-графика в играх
Объемный и очень подробный курс по созданию персонажа и его окружения.
- Введение и первый результат моделирования персонажа в Maya.
- Работа в Marvelous Designer и ZBrush.
- Создание low poly персонажа.
- Бейкинг персонажа.
- Текстуринг персонажа.
- Введение и первый результат моделирования мотоцикла в Maya (Hard surface).
- Создание low poly объекта техники (Hard surface).
- Бейкинг мотоцикла (Hard surface).
- Текстуринг мотоцикла (Hard surface).
- Введение и первый результат создания окружения в Maya.
- High poly деталей окружения.
- Low poly деталей окружения.
- UV-развёртка окружения.
- Бейкинг окружения.
- Текстуринг окружения.
- Креатив.
- Последние штрихи: доводим модель до идеальной.
Как обычно начало — с поиска референсов, а потом целые отдельные блоки лекций уходят на изучение того, как детализировать одежду, создавать аксессуары, сделать ретопологию модели — то есть подготовить ее к использованию в анимации, текстурировать персонажа, создать ему мотоцикл и окружение (тут предстоит пройти все те же самые шаги).
3D-аниматор с нуля до PRO
Тут вам предстоит за курс создать анимацию бега, походки и маятника.
- Введение в анимацию: профессия аниматора, основы создания иллюзии движения.
- Маятник — основной инструмент анимации.
- Основные понятия анимации: растяжение и сжатие, позы персонажа.
- Анимация шарика в пространстве лабиринта.
- Анимация базовых форм на примере создания и анимации лисички.
- Основы походки: анимация силы, наброски поз, баланс тела, фазы походки.
- Повороты тела.
- Походка персонажа.
- Поднятие тяжестей и передача эмоций.
- Бег: практика создания бегущего персонажа в Pose library, интерфейс Houdini для работы с анимацией.
- Работа с эмоциями, выражаемая всем телом.
- Сцена с озвучкой: советы по съёмке референса, актёрской игре.
Большой и интересный курс об анимации начинается с самых основ — базовых инструментов и настроек в программе Autodesk Maya на примере анимации падающего шарика. Потом все будет усложняться — шарик начнет прыгать по лабиринту, изменяя вокруг себя пространство, потом прыгать уже будет лисичка с хвостом, а не просто шарик. Дальше — анимация походки, поворотов, акробатика, бег, работа с эмоциями. Все показано очень детально и по шагам, всегда можно повторить самостоятельно. В конце — итоговый проект, но и в середине по каждому блоку — домашнее задание, которое лектор проверяет и комментирует.
В общем по профессии — приготовьтесь провести много-много часов за ковырянием в мелких деталях на протяжении всех курсов. Так и выглядит работа 3D-художника на самом деле. Если вы на курсе это не выдержите, то и работать в этой сфере смысла нет. А если сможете пройти весь курс, выполняя все домашки и итоговые проекты — добро пожаловать в профессию уже что-то умеющим и имеющим портфолио специалистом 🙂