Онлайн-курсы

Как я проходил курс-профессию Skillbox «3D-дженералист» и чему там научился

Всем привет! Меня зовут Ваня, я художник-иллюстратор. Решил, чтобы было бы круто вырасти профессионально, и в качестве области роста выбрал сферу 3D. Долго выбирал, какие курсы на эту тему пройти, посмотрел много бесплатного материала на Youtube (полезно с нуля, но не слишком структурированно), в конце концов решил пройти большой полноценный курс-профессию от Скиллбокса «3D-дженералист». Можно было, конечно, начать с базового — «3D-моделирование для начинающих» — но посмотрел содержание большого курса, решил, что мне там пригодится все, а проходить это в рамках профессии в два с половиной раза дешевле, чем по отдельности.

Расскажу, из чего состоит программа курса, чему и как на нем учат. Курс для специалистов-универсалов — после него можно податься и в игровую индустрию, и в кино. Работать учат со всеми программами, которые используют профессионалы области — Houdini, Autodesk Maya, Blender, Photoshop, ZBrush, Marmoset 3D, Substance Painter, Foundry Mari, Marvelous Designer и Rizom UV.

В общем, огромный и сложный курс! Готовьтесь, что на него реально уйдет много сил и времени.

К курсу есть телеграм-чат студентов — там всегда можно спросить, если что-то не получается, кураторы быстро помогут с вопросом.

Autodesk Maya с нуля до Pro

На этом курсе учат профессионально работать в Autodesk Maya — создавать 3D-объекты и анимировать их, работать с текстурами и UV-развёртками. По итогам курса — большая самостоятельная работа, после которой вы положите в портфолио анимированную 3D-модель и объект окружения для игры.

  • Пользовательский интерфейс.
  • Типы объектов в Maya и их взаимодействие между собой.
  • Первые шаги работы в программе: настройка среды, горячие клавиши, манипуляции с камерой.
  • Poly mesh — создание примитивов, перемещение, поворот объектов.
  • Работа с объектами: слои, объединение и разделение, сглаживание сетки, инструменты привязки.
  • Инструменты для работы с компонентами: разделение полигонов, скос углов, продвинутые инструменты.
  • Модификаторы.
  • Отладка: поиск ошибок.
  • Работа с кривыми.
  • UV-развёртка: режимы компонентов объекта, выделение объектов, вращение, инструменты редактирования сетки.
  • Hypershade — работа с материалами.
  • ScriptEditor — создание скриптов.
  • Marking Menu.

Вот как выглядит изнутри курс, пример одного блока:

К каждому видео есть тайминг, чтобы удобно было искать информацию после просмотра (а это вам понадобится приблизительно тысячу раз, когда вы будете работать над ДЗ и собственными моделями):

Огромный плюс — нет проблемы, свойственной многим подобным курсам, когда показывают основы вроде «а теперь создадим куб, научимся его крутить по осям и масштабировать — поздравляю, вы освоили интерфейс, теперь можете смоделировать синхрофазатрон сами, а я открою уже готовую его модель и продолжу работать с ней». Тут любой результат на экране выводится реально с нуля, с пустого проекта, и вы можете повторить самостоятельно все шаги:

 

Blender

Курс по Блендеру — такой же подробный и детальный, как по Maya. Вы научитесь работать со сложными эффектами, создавать детализированные сцены и визуализации.

  • Возможности Blender.
  • Создание композиции из примитивов.
  • Полигональное моделирование.
  • Полигональное моделирование под сглаживание.
  • Процедурное моделирование.
  • Скульптинг.
  • Анимация и симуляция.
  • UV-mapping.
  • Работа с текстурами.
  • Работа с материалами.
  • Визуализация и освещение.
  • Визуализация в Octane Render.
  • Усложнённые симуляции.
  • Композитинг в Blender.

Пример блоков курса изнутри:

Тут так же с голого и пустого проекта будет создана сцена, на которой лектор в реальном времени показывает все этапы работы — от заморочек с текстурами каждой маленькой детали сцены до общего рендера.

Основы Photoshop для CG-специалистов

Курс не просто про Фотошоп, а именно как его использовать 3D-специалистам и какие функции нужны им в работе — обтравка изображений, ретушь, работа со слоями, масками и эффектами. И финальная работа — постер — в портфолио.

  • Введение в Photoshop.
  • Основные инструменты Photoshop.
  • Работа со слоями в Photoshop.
  • Основы обтравки изображений и работа с масками.
  • Корректирующие слои.
  • Основы ретуши.
  • Создание постера к фильму: работа с композицией.
  • Создание постера: работа с деталями, создание эффектов.

Тут все так же — подробно про те функции Фотошопа, которые нужны при работе с компьютерной графикой.

Маски, слои и прочее необходимое любому digital-художнику, не только работающему с 3D. На выходе проект — постер к фильму. Ко всем урокам — материалы для работы, которые можно загрузить в фотошоп и в них самостоятельно покопаться.

Очень и очень кропотливая работа с масками и слоями с каждым элементом изображения — от грязных пятен на лице до теней от листочков на переднем плане. Все это, опять таки, можно повторить самостоятельно, потому что процесс показан от и до.

3D-моделирование для начинающих

Базовый курс, на котором вы научитесь делать блокинг, highpoly- и lowpoly-модели, UV-развёртку, бейк, текстурирование и рендеринг в Marmoset Toolbag.

  • Создание модели гаечного ключа.
  • Создание модели бочки.
  • Моделирование высокополигонального пистолета и проработка детализации.
  • Моделирование низкополигонального пистолета и настройка вертексных нормалей.
  • UVW: развёртка сложных объектов, работа с оверлапами, упаковка карты.
  • Настройка моделей для запекания, запекание и сведение карт.
  • Теория и инструменты текстурирования.
  • Работа над текстурой: детализация, фактура, проработка граней.
  • Рендер в Marmoset Toolbag.

Про этот курс я написал отдельный обзор, так как он в чем-то основополагающий — можете почитать тут. Если не хочется, то ниже коротко:

Процесс показан даже не просто с нуля, а с поиска референсов — на основании чего будет делаться модель — и до финального рендера.

Я бы так сказал — по этому курсу не только становится хорошо понятен процесс работы над моделью, но его трудоемкость, внимание к деталям, количество времени, которое придется тратить на самую маленькую модель на первое время. Текстура и фактура — это десятки слоев с разными параметрами, которые надо еще подобрать, чтобы все выглядело вменяемо. Профессия потребует усидчивости 🙂

Substance Painter для игр

Курс про базовые функции Substance Designer — тут учат делать реалистичные и стилизованные текстуры.

  • Теория текстурирования.
  • Особенности текстурирования, работа с референсами.
  • Материаловедение.
  • Знакомство с программой и инструментами.
  • Начало работы. Пробы, тесты.
  • Композиция.
  • Создание материалов: дерево, кожа, металл, ткань, камень.
  • Создание редких материалов: картон, стекло, воск, резина, пластик.
  • Этикетки.
  • Полишинг.
  • Substance Designer.
  • Создание материала «Камень» в Substance Designer.
  • Доработка материала «Камень» в Substance painter.
  • Стилизация.
  • Неуникальный пайплайн.
  • Экспорт.
  • Игровые движки.
  • Рендер в Marmoset Toolbag.
  • Работа в геймдеве.
  • Бонусный модуль. Продвижение.

Покажу, что внутри у курса:

Многие видео — с полезным таймингом по инструментам:

Очень интересный блок — материаловедение, где на примере наиболее распространенных материалов, используемых в моделировании, показывают и рассказывают, какие существуют вариации (десятки способов изобразить дерево!), чем они характеризуются, чтобы можно было это воспроизвести в своих моделях, что именно отвечает за достижение нужного эффекта.

Например, самое сложное в изображении ткани — рваные края.

Джинса в приближении — очень много нюансов, как реалистично протирается деним:

3D-моделирование в ZBrush

В ZBrush вам предстоит заниматься цифровым скульптингом — лепкой трехмерных объектов. Это пригодится приблизительно в любой области — кино, игры, концепт-арты, промышленный дизайн, 3D-печать и даже научные визуализации. Как и в других курсах по различным программам, тут вас ждет путь со знакомства с интерфейсом программы, ее возможностями, функциями, горячими клавишами до какого-то детально проработанного конечного результата.

  • Цифровой скульптинг и знакомство с Zbrush
  • Основные инструменты. Dynamesh и ZRemesher
  • Скульптинг человекоподобных персонажей
  • Создание одежды персонажа. Polygroups, маски и ZModeller
  • Работа с фактурой и текстурой
  • Создание дополнительных элементов, деталей
  • Дополнительные инструменты
  • Подготовка модели к презентации
  • Скульптинг-интенсив: от сферы до персонажа

Буквально на первом уроке по программе вы сможете из шара сделать забавную свеклу. Это будет вашим домашним заданием, которое проверят кураторы:

В дальнейшем работа с персонажем будет изучена намного детальнее — прямо отдельными уроками на создание рта, глаз, ног, лепесточков, покраску персонажа. Потом от шара-свеклы вы перейдете к человекоподобным персонажам. Целыми отдельными блоками будет рассмотрено создание головы, одежды, фактур и текстур, деталей вроде пуговиц — и так до финального рендеринга.

Houdini с нуля до PRO

Самое время научиться работать с нодами. Будете симулировать взрывы и разрушения, создавать анимации дыма, облаков и смерчей с помощью Houdini.

  • Интерфейс и основные понятия в Houdini
  • Работа базовых и часто используемых нод — основных единиц Houdini, обрабатывающих данные
  • Работа в Houdini: импорт машины, разбор на управляемые элементы, анимация и рендер
  • Настройки Houdini для организации проекта/пайплайна
  • Создание и упаковка простого рига насекомого в Digital Assets
  • Создаем эффект разрушений
  • Digital assets в разрушении
  • Симуляция дыма и облаков
  • Экспорт анимации из Houdini в Unreal Engine 4
  • Создание причесок и шерсти в Houdini
  • Применение скриптов Python в Houdini
  • Анимация толпы и рендер

Кусок из внутреннего содержания курса:

Далее — разбор эффектов на конкретных примерах. Например, отдельный блок лекций посвящен анимации машины — ее проезду, следу. Как всегда — детально по шагам и с нуля лектор все показывает.

Отдельный большой блок по риггингу на примере робота-насекомого и его ног:

Разбор всевозможных эффектов — разрушений, дыма, облаков, анимации волос и шерсти, толпы. И в конце — большая самостоятельная итоговая работа, которую вам предстоит выполнить и отправить на проверку кураторам.

3D-графика в кино

Курс, направленный на создание персонажа. На выходе в вашем портфолио — фотореалистичная 3D-модель.

  • Анатомия людей и животных.
  • Инструменты моделирования в ZBrush.
  • Скульптинг в ZBrush.
  • Создание образа: лицо, глаза, губы, веки, волосы.
  • Подготовка к продакшну.
  • Текстуринг.
  • Система волос.
  • Реализм.
  • Hard Surface.
  • Свет, камера, рендер.
  • Передовые технологии.
  • Сборка сцены.
  • Прекомпозитинг.
  • Бонус. Риггинг персонажа.

Этот курс концентрируется на задачах, которые чаще всего встречаются в работе 3D-аниматора для кино. Например, большой блок тут посвящен анатомии человека (и не только). И ее скульптингу в программе Blender, вплоть до самых мелких деталей — губ, век, волос.

Естественно, рассмотрено текстурирование всех поверхностей, нюансы придания реализма, выставление света и рендер. И в конце — самостоятельная итоговая работа по курсу.

3D-графика в играх

Объемный и очень подробный курс по созданию персонажа и его окружения.

  • Введение и первый результат моделирования персонажа в Maya.
  • Работа в Marvelous Designer и ZBrush.
  • Создание low poly персонажа.
  • Бейкинг персонажа.
  • Текстуринг персонажа.
  • Введение и первый результат моделирования мотоцикла в Maya (Hard surface).
  • Создание low poly объекта техники (Hard surface).
  • Бейкинг мотоцикла (Hard surface).
  • Текстуринг мотоцикла (Hard surface).
  • Введение и первый результат создания окружения в Maya.
  • High poly деталей окружения.
  • Low poly деталей окружения.
  • UV-развёртка окружения.
  • Бейкинг окружения.
  • Текстуринг окружения.
  • Креатив.
  • Последние штрихи: доводим модель до идеальной.

Как обычно начало — с поиска референсов, а потом целые отдельные блоки лекций уходят на изучение того, как детализировать одежду, создавать аксессуары, сделать ретопологию модели — то есть подготовить ее к использованию в анимации, текстурировать персонажа, создать ему мотоцикл и окружение (тут предстоит пройти все те же самые шаги).

3D-аниматор с нуля до PRO

Тут вам предстоит за курс создать анимацию бега, походки и маятника.

  • Введение в анимацию: профессия аниматора, основы создания иллюзии движения.
  • Маятник — основной инструмент анимации.
  • Основные понятия анимации: растяжение и сжатие, позы персонажа.
  • Анимация шарика в пространстве лабиринта.
  • Анимация базовых форм на примере создания и анимации лисички.
  • Основы походки: анимация силы, наброски поз, баланс тела, фазы походки.
  • Повороты тела.
  • Походка персонажа.
  • Поднятие тяжестей и передача эмоций.
  • Бег: практика создания бегущего персонажа в Pose library, интерфейс Houdini для работы с анимацией.
  • Работа с эмоциями, выражаемая всем телом.
  • Сцена с озвучкой: советы по съёмке референса, актёрской игре.

Большой и интересный курс об анимации начинается с самых основ — базовых инструментов и настроек в программе Autodesk Maya на примере анимации падающего шарика. Потом все будет усложняться — шарик начнет прыгать по лабиринту, изменяя вокруг себя пространство, потом прыгать уже будет лисичка с хвостом, а не просто шарик. Дальше — анимация походки, поворотов, акробатика, бег, работа с эмоциями. Все показано очень детально и по шагам, всегда можно повторить самостоятельно. В конце — итоговый проект, но и в середине по каждому блоку — домашнее задание, которое лектор проверяет и комментирует.

 

В общем по профессии — приготовьтесь провести много-много часов за ковырянием в мелких деталях на протяжении всех курсов. Так и выглядит работа 3D-художника на самом деле. Если вы на курсе это не выдержите, то и работать в этой сфере смысла нет. А если сможете пройти весь курс, выполняя все домашки и итоговые проекты — добро пожаловать в профессию уже что-то умеющим и имеющим портфолио специалистом 🙂

Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.

Post Comment