Таргетолог — профессионал, который настраивает рекламу в социальных сетях для целевых пользователей, или для людей, которым нужен продукт или услуга.
На доход влияет опыт, компания, в которой трудится специалист, и задачи, которые он решает. Зарплата — от 57 471 ₽ до 160 919 ₽.
Содержание
Что делает
Составляет портрет целевой аудитории и отмечает в рекламном кабинете ее характеристики: возраст, пол, место жительства, интересы и семейное положение. Алгоритмы соцсети ищут людей, которые подходят под критерии, и показывают им объявление.
Настраивает рекламу в Одноклассниках, ВКонтакте и остальных соцсетях. Работает с одной или несколькими площадками.
Для эффективности рекламной кампании выбирает цели: какие действия должны совершить пользователи после того, как увидят объявление. Например, написать сообщение, сделать заказ или перейти по ссылке.
Управляет бюджетом и регулирует его. Когда замечает, что объявление тратит больше денег, чем планировалось, но при этом не приносит должных результатов, — вносит изменения. Неэффективные отключает и расходует средства на более перспективные варианты.
Собирает сведения о конверсии и анализирует итоги кампании с помощью инструментов аналитики. Это помогает выявить, сколько человек просто перешли по ссылке, а сколько из них совершили покупку. Использует эти данные, чтобы откорректировать и улучшить рекламу в будущем.
Есть ли что-то общее с SMM-менеджером?
SMM-специалист — маркетолог социальных сетей. Его главная цель — не разместить рекламу, а разработать комплексную стратегию бренда. Анализирует конкурентов, рынок и аудиторию, составляет гипотезы, пишет контент-план и разрабатывает торговое предложение. Он может управлять деятельностью таргетологов, копирайтеров и дизайнеров или выполнять их функции самостоятельно.
Таргетолог — узкий специалист и занимается исключительно рекламой и ее анализом. Не всегда даже делает баннеры или пишет креативы. Этим занимаются другие члены команды.
Какой доход у таргетолога
На то, сколько зарабатывает таргетолог, влияет опыт. Исходя из этого специалистов делят на несколько категорий.
Новичок (джуниор)
Недавно получил сертификат или диплом. У него есть основные навыки, но не хватает опыта. Работает над одним — тремя проектами, и стоимость его услуг ниже среднерыночной. Получает около 57 471 ₽.
Специалист (мидл)
Есть опыт один — три года. Работает не только в рекламном кабинете: использует углубленную аналитику помимо инструментов социальных сетей. Управляет несколькими проектами с бюджетом до 300 000 ₽. Зарплата таргетолога этого уровня — 109 000 ₽.
Старший специалист (сеньор)
Профессионал со стажем от трех до пяти лет, у него много удачных кейсов в одной или нескольких областях. Работает не только напрямую с клиентами — еще организует бесплатные и платные вебинары и курсы, читает лекции на конференциях и управляет командой менее опытных коллег. Заработок составляет примерно 160 919 ₽.
Навыки таргетологов
«Мягкие» навыки
Для успешной работы таргетологу необходимы не только профессиональные компетенции, но и личностные качества, или «мягкие» навыки.
Аналитический склад ума позволяет разбираться в показателях и закономерностях. Таргетолог должен уметь выявлять проблемы и находить решения: например, если клиенты не покупают товар из-за долгой загрузки страницы или неадаптированности сайта под гаджеты.
Коммуникабельность и эмпатия. Таргетологу нужно грамотно объяснять клиентам, как работает социальная сеть, и решать трудности аудитории, чтобы получать от рекламы желаемые результаты. Для этого важно понимать, что беспокоит и настораживает людей, чем они руководствуются, когда покупают товар.
Стрессоустойчивость. Сбои рекламы могут происходить не только из-за неправильной настройки, но и из-за факторов, на которые таргетолог повлиять не способен. Например, при хороших погодных условиях люди предпочитают гулять на улице, а не листать ленту ВКонтакте. Возможны и внутренние проблемы соцсетей, которые приводят к зависанию объявлений и трудностям с отслеживанием реакций пользователей. В таких ситуациях нужно сохранять спокойствие и оптимизм, дожидаться, когда ошибки будут исправлены.
Обучаемость. Важно быть в курсе изменений алгоритмов и настроек социальных сетей, digital-трендов. Для этого стоит читать телеграм-каналы и новости в этой области. Посещать мероприятия: вебинары и конференции.
Чувство ответственности. Нужно понимать, что таргетолог отвечает за результат работы, окупаемость бюджета и успешные заявки. Он следит за показателями, вносит правки и изменяет настройки — это помогает достичь успеха.
Навыки тайм-менеджмента. Если специалист работает над несколькими проектами, ему стоит научиться распределять время между ними, иначе неизбежны проблемы со сроками сдачи проектов.
«Твердые» навыки
Таргетолог должен обладать и профессиональными, или «твердыми» навыками.
Работа в рекламных кабинетах. Нужно разбираться, как настраивать аудитории, получать отчеты или загружать креативы. У каждой социальной сети своя специфика, поэтому таргетолог должен быть знаком с тонкостями работы в кабинетах на разных площадках.
Понимание, как устанавливать и применять аналитику с помощью Пиксель ВК, Google Analytics и Яндекс Метрики. Эти инструменты собирают сведения о пользователях:
- страницы, куда они заходили;
- устройства, с которых открывали сайт: ноутбук или телефон;
- кнопки, на которые нажимали;
- сколько минут были на странице.
Эта информация помогает понять мотивы людей и спрогнозировать результаты кампаний. А вебвизор Яндекс Метрики еще дает возможность определять, как пользователи изучают сайт, где останавливают взгляд, и размещать рекламу там.
Применение парсеров. Это специальные программы, которые помогают настраивать рекламу. Находят страницы людей в тематических группах, которые подходят под настройки, и собирают их в базу. Пример: для рекламы детских подгузников парсер находит пользователей групп «PODGUZNIKOFF.RF — товары для детей и мам» и «Я — мама». После того как база собрана, ее можно скачать и загрузить в рекламный кабинет.
Используйте популярные парсеры Церебро и Pepper Ninja. Они формируют базу из новых пользователей, которые вступили в группы, активно ставят лайки, пишут комментарии или отправляют посты подругам.
Проведение анализа рынка перед стартом рекламной кампании. Чтобы понять, кто целевая аудитория, он собирает данные о потенциальных покупателях, читает сообщения на форумах, смотрит, кто подписан на конкурентов, анкетирует заказчика и отдел продаж. Затем описывает сегменты целевой аудитории и сверяет с настройками рекламного кабинета.
Наличие навыков копирайтера. Иногда таргетолог сам придумывает тексты для постов и креативов. Поэтому должен разбираться в основах создания привлекающих заголовков, использования call to action, продающих формул PMPHS и AIDA.
Умение работать с графическими редакторами. Это актуально, если у заказчика нет в штате дизайнера и он поручает создание баннеров таргетологу. Необязательно вникать в функционал Adobe Premier и Photoshop, достаточно освоить программы SUPA или Figma, а для монтажа видео — программы для смартфонов.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- Работа в интернет-торговле пользуется спросом. Специалисты, которые могут привести клиентов из соцсетей на сайт магазина, нужны всем.
- Есть разные варианты трудоустройства: работа в штате, на фрилансе или удаленке, через интернет или в офисе.
- Можно быстро разобраться в основах профессии и сразу приступать к работе.
- Сначала доход будет не очень большим. Но если стать востребованным специалистом, можно получать от 100 000 ₽.
Минусы:
- Новичкам без портфолио сложно найти работу из-за высокой конкуренции.
- В соцсетях время от времени обновляются алгоритмы и принципы деятельности, поэтому нужно всегда отслеживать новости и разбираться в обновлениях.
- Бывает трудно сделать прогноз результата: таргетолог не может повлиять на него напрямую. Например, лендинг не адаптируется под смартфоны — это снижает конверсию.
Как стать таргетологом с нуля
Где учиться
Если хотите стать таргетологом, есть два варианта. Первый — изучать рекламный кабинет и инструменты самому на специальных сайтах, форумах и YouTube. Это дешево, но не всегда приносит результаты: непросто найти полезную и актуальную информацию, а тем более перевести знания в навыки. Если появятся вопросы, ответы тоже придется искать самостоятельно.
Второй вариант — окончить онлайн-курсы по таргетингу. Такой вариант более эффективный: вы получите свежую информацию и положите удачные проекты в портфолио. Сможете учиться и уделять время личным делам и работе, потому что смотреть уроки и делать практику можно когда вам удобно.
У нас на сайте есть большая подборка с хорошими курсами таргетологов.
Что читать
Полезно изучать опыт экспертов в социальных сетях, блогах и на конференциях.
Познакомьтесь с базовой литературой: «Таргетированная реклама в интернете» Андрея Миронова и «Как создать рекламу, которая работает» Дэвида Огилви. А понять тонкости продвижения, маркетинга и рекламы помогут книги:
- «Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования» группы авторов Оюны Кожушко, Андрея Агеева и Игоря Чуркина.
- «Точно в яблочко. Таргетированная реклама» Сергея Щербакова.
- «Яндекс.Директ. Как получать прибыль, а не играть в лотерею» Филиппа Царевского.
- «Партизанские маркетинговые исследования» Роберта Кадена.
На какие каналы подписаться
Выбирайте телеграм-каналы, в которых обсуждают проекты, дают ответы опытные специалисты и где можно рассказать о своих успехах.
- «Контекстологи. Таргетологи. Чат». Здесь опытные специалисты обсуждают задачи, креативы, результаты рекламы, стоимость проектов.
- Targeting Community. Сообщество, в котором специалисты обмениваются опытом, советуют начинающим, как лучше поступить в той или иной ситуации.
- «Targeteria — про таргетинг, digital и фриланс». Новостная группа с лайфхаками и анализом задач.
Где и на чем практиковаться
Тренируйтесь на своих проектах. Понадобятся личные деньги на рекламный бюджет. Или берите несложные заказы бесплатно. Новички-таргетологи часто предлагают услуги в телеграм-каналах, где есть потенциальные заказчики.
Третий путь — стать помощником для опытного таргетолога. Под его руководством сможете углубить знания, составить портфолио и набить руку.
Где искать клиентов
Чтобы начать карьеру в digital-сфере, можно использовать несколько подходов.
Ищите заказы на специализированных телеграм-каналах: «Норм работа», «Вакансии SMM и Digital», «SMM на Удаленке/Вакансии», «SMM ВАКАНСИИ | LeadGet», «ТАРГЕТ ВАКАНСИИ | LeadGet».
Зарегистрируйтесь на порталах для поиска работы: hh.ru, Работа.ру, Хабр Карьера.