Профессии

Кто такой менеджер проектов, чем занимается и как им стать

Этот специалист, как дирижер, руководит людьми и процессами, чтобы успешно реализовать проект.

Сейчас на hh.ru около 12 000 компаний ищут проектного менеджера и предлагают от 100 000 ₽ в месяц. Верхняя планка зарплаты более 325 000 ₽. Пообщались с опытными менеджерами проектов в разных сферах, чтобы рассказать, чем занимаются эти специалисты и сколько зарабатывают.

Чем занимается менеджер проектов

Менеджер проектов превращает идеи и желания в конкретный результат. Он должен сделать так, чтобы проект достиг поставленных целей к сроку. И применяет для этого все ресурсы: финансы, команду, технологии. Этот специалист поможет заказчику сформулировать пожелания, проведет их анализ и соотнесет с фактическим бюджетом компании и возможностями команды. Затем он распределит обязанности среди исполнителей проекта, продумает контроль на каждом этапе и в конце сообщит заказчику о результатах.

Профессиональный менеджер всегда предусматривает риски и думает на два шага вперед. В духе: «А что, если один дизайнер завтра уволится или сломает руку? Смогу ли я быстро найти фрилансера такого же уровня и быстро погрузить его в задачу?» У проджект-менеджера всегда должен быть туз в рукаве, план B на случай непредвиденных ситуаций.

Обязанности проджект-менеджера:

  • общается с заказчиком;
  • уточняет цели и сроки проекта;
  • просчитывает бюджет и управляет им;
  • распределяет задачи в команде;
  • составляет график работ;
  • следит за ходом выполнения;
  • предусматривает риски и управляет ими;
  • осуществляет контроль;
  • составляет документацию и ведет ее;
  • оценивает результат;
  • отчитывается заказчику.

 

Представим, что в IT-компанию обратился владелец проката электросамокатов с запросом разработать мобильное приложение. Рассмотрим работу менеджера проектов:

  1. Встречается с заказчиком, чтобы выяснить его пожелания. Нужны ли в приложении карта и навигатор, где и как пользователь сможет завершить аренду, как должен выглядеть профиль клиента, предусмотрены ли скидки или динамичные тарифы.
  2. Проводит анализ информации, составляет план и рассчитывает бюджет, сроки и необходимые ресурсы компании для реализации проекта.
  3. Собирает команду.
  4. Расписывает проект по шагам с учетом имеющихся ресурсов, задает сроки для каждого этапа. Анализирует риски и планирует, как их обойти.
  5. Распределяет подзадачи среди специалистов, при необходимости нанимает фрилансеров, дает инструкции, налаживает коммуникацию.
  6. Контролирует, как выполняются задачи, коммуницирует с командой. Разрешает конфликты внутри коллектива, корректирует задачи, если в ходе выполнения у специалистов возникают идеи по оптимизации проекта.
  7. Готовое приложение презентует заказчику. Выслушивает замечания, работает с возражениями.

Чем отличается от продакт- и аккаунт-менеджера

Продакт-менеджер — специалист, который разрабатывает и выпускает новые продукты на рынок товаров или услуг. Его работа больше про творчество, а задача — создать продукт, который захотят купить. Он формирует концепцию и стратегию исходя из желаний и нужд конечных потребителей. Хотя он, как и проджект-менеджер, собирает команду и расписывает план, по которому будет создан и реализован продукт.

Аккаунт-менеджер — человек-оркестр. Суть его работы — наладить коммуникацию между заказчиком и компанией. Он выясняет запрос клиента и старается донести его исполнителю, которым может выступать менеджер проектов. В то же время учитывает интересы своей компании и объясняет ограничения заказчику, принимая на себя его негодование.

Какие навыки нужны менеджеру проектов

Это зависит от компании, сферы ее деятельности и конкретной задачи. В IT необходимо знать, как разрабатывают приложения, сайты и другие технические решения для бизнеса, в маркетинге — понимать, как работает реклама и стратегии продвижения брендов. Наиболее успешными менеджерами проектов становятся технические специалисты, которые работали в компании на других позициях и понимают специфику и все процессы изнутри.

Личные качества

Самостоятельность и ответственность. Проджект-менеджер сам разрабатывает план реализации проекта, осуществляет контроль и отчитывается перед заказчиком.

Коммуникабельность. В ходе работы приходится постоянно общаться с клиентом и коллегами из команды исполнителей. С развитыми навыками коммуникации проще донести свои мысли, понять чужие и настроить взаимодействие между людьми.

Стрессоустойчивость. Даже профессионал не способен предусмотреть все возможные риски. Зато в состоянии, когда сроки горят, а разработчик готов швырнуть в дизайнера монитор, — менеджер проектов сохраняет спокойствие и находит выход из положения, чтобы реализовать проект с новыми вводными.

Профессиональные навыки

Знать язык заказчика и команды. Чтобы реализовать проект в строительстве, необязательно быть архитектором и знать все степени прочности арматуры. Нужно лишь понимать заказчика и уметь донести информацию до специалистов в компании на понятном им языке.

«Когда я работал менеджером проектов, утро начинал с анализа задач и планирования. Решал, что нужно сделать именно мне, а что только проконтролировать.

Большую часть дня занимало общение с командой или отдельными коллегами. Между встречами я дорабатывал план, составлял задания, согласовывал изменения в проекте.

Лайфхаки, которые здорово помогали в работе:

— Все идеи и мысли я сразу заносил в список задач, чтобы не забыть что-то важное.

— Всегда лучше сделать немножко сейчас, чем всё, но потом.

— Не откладывать на последний день. Если тянуть с каждой задачей до дедлайна, то к одному срочному делу будет каждую неделю прилипать еще два-три. А когда выполняешь все по плану, легко найти время на дополнительные задачи, которые появились внезапно».

 

Дмитрий Иришев

Руководитель проектного офиса «СберМаркета»

 

Как стать менеджером проектов

В России нет программ высшего образования для проджект-менеджеров. У тех, кто выбрал эту профессию, есть два варианта: изучить основы самому и пойти стажироваться или занять позицию проджекта внутри компании с опытом технического специалиста.

В IT чаще всего менеджерами становятся разработчики или инженеры по тестированию, которые достигли потолка в своей специальности. Они отлично разбираются в своей области, умеют руководить командой, знают все процессы. Им остается только прокачать софт-скилы. А вот проджекту со стороны, который понимает, как строить процессы, планировать и предусматривать риски, придется разобраться в особенностях работы IT.

У нас на сайте есть хорошая подборка платных полноценных и бесплатных ознакомительных курсов по профессию проджекта.

Для начала можно посмотреть бесплатный курс от PMCLUB — ПМ101. Подойдет, чтобы познакомиться с кругом задач проектного менеджера, основными инструментами работы, необходимыми навыками. Он длится всего неделю и позволит понять, стоит ли идти в проджекты.

У Яндекс.Практикума есть толковая бесплатная вводная часть на курсе Проджект-менеджера — вы поймете суть профессии, сразу попробуете себя в постановке задач, прототипировании, составлении баг-репортов и отчетов.

А бесплатный курс от НИУ ВШЭ «Управление проектами» даст фундаментальные знания. Через 12 недель теории и практики ученики сдают экзамен и получают сертификат о прохождении курса.

Этого хватит, чтобы сдать международные экзамены по проектному менеджменту и получить начальный сертификат вроде CAPM от PMI. Так можно подтянуть профессиональные навыки.

Как получить первую стажировку или работу

Искать стажировку на биржах вакансий или в профильных телеграм-каналах. Первое время зарплата будет в пределах 20 000 ₽ — 25 000 ₽ или ее не будет вовсе. Зато можно понаблюдать за работой опытного менеджера проектов. Много обязанностей не дадут — придется выполнять мелкие поручения, составлять технические отчеты, заполнять документы, строить модели бизнес-процессов, проводить тесты информационных систем.

Другой вариант — самому попроситься в компанию, где хочется работать, на должность начинающего специалиста или стажера.

Что почитать будущему менеджеру проектов

Том ДеМарко, Тимоти Листер, «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды». Книга, которая не теряет популярности почти 30 лет, написана американскими программистами. Издание не раз дополняли и расширяли. Советы из него пригодятся и сегодняшним менеджерам проектов.

Лоуренс Лич, «Вовремя и в рамках бюджета. Управление проектами по методу критической цепи». Книга об управлении рисками и о том, как сохранять спокойствие, а главное, бюджет, когда все пошло не так.

Кларк Кэмпбелл, «Управление проектом на одной странице». Это пособие по стратегическому планированию без лишней воды. Автор дает советы о том, как прописать основные характеристики и конечные точки проекта в любой сфере на одном листе А4.

Ким Хелдман, «Профессиональное управление проектом». По ней удобно готовиться к экзамену на получение сертификата РМР.

Практические советы начинающим менеджерам от опытных коллег

  1. Практиковать английский язык. Эти знания пригодятся сегодня для проектирования в любой сфере. А в будущем помогут прокачивать карьеру.
  2. Задавать вопросы. Невозможно знать все мельчайшие детали работы каждого направления в компании. Зато можно спрашивать коллег о том, как устроена их работа. Это поможет учитывать важные моменты при планировании и организации графиков выполнения проекта.
  3. Ставить простые цели. Особенно если рядом нет опытного наставника. Новичку не стоит бросаться на амбициозные цели. Лучше качественно и в срок выполнить несколько небольших проектов, чем провалить крупный заказ.
  4. Учиться. Для этого можно читать книги по управлению проектами, проходить бесплатные курсы, сидеть на профессиональных форумах и посещать профильные конференции.
  5. Делать. Страх ошибки только вредит в проектной деятельности. Не бывает плохого опыта, а любая ошибка ведет к совершенствованию. Когда знаний не хватает, всегда можно их подтянуть: найти онлайн-курс или книгу.

Коротко о главном

Менеджер проектов — это специалист, который управляет людьми, деньгами и временем. Он делает так, чтобы желания заказчика превратились в реальный продукт. Для этого обрабатывает требования клиента, продумывает ход реализации проекта, просчитывает необходимые финансовые и человеческие ресурсы для его выполнения. Составляет график работ и контролирует его выполнение на всех этапах. В конце презентует результат заказчику.

 

Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.